Новый закон о контрактной системе
С 01.01.2014 вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
Новый закон, также как и ранее действовавший Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», регулирует правоотношения в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, но содержит ряд принципиальных отличий.
Так, Федеральным законом № 44-ФЗ предусмотрена новая процедура планирования закупочной деятельности государственными и муниципальными заказчиками. Теперь планирование должно осуществляться поэтапно: составление планов закупок; формирование планов-графиков закупок; обоснование закупок; нормирование закупок.
Заказчикам предоставлен больший набор процедур для закупки необходимых товаров, работ, услуг: открытый конкурс; конкурс с ограниченным участием; двухэтапный конкурс; аукцион в электронной форме; закрытый аукцион; запрос котировок; запрос предложений; закупка у единственного поставщика. В качестве основной процедуры законодателем предлагается использовать открытый конкурс.
Не предусмотрено действующим Законом о контрактной системе понятия одноименных товаров, работ и услуг.
Максимальная сумма, на которую могут быть закуплены товары, работы, услуги по одному договору, как и ранее, составляет 100 тыс. рублей. При этом максимальный объем средств, который заказчик вправе расходовать таким способом не может превышать 5 процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и должен составлять не более чем 50 млн. рублей в год.
Нововведением Федерального закона «О контрактной системе» является наличие обоснования начальной (максимальной) цены контракта даже в случае его заключения с единственным поставщиком. Также предусмотрены пять методик обоснования начальной (максимальной) цены контракта: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный метод; тарифный метод; проектно-сметный метод; затратный метод.
Важное нововведение касается возможности заказчика отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке. Однако такое условие должно быть предусмотрено контрактом. Контракт может быть расторгнут в одностороннем порядке в случае существенных нарушений поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий исполнения контракта.
Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт расторгнут по решению заказчика, включается в реестр недобросовестных поставщиков (ранее это было возможно только по решению суда).
Помимо субъектов малого предпринимательства Федеральный закон № 44-ФЗ вводит привилегии для дополнительных участников - социально ориентированных некоммерческих организаций. У субъектов малого предпринимательства, также у социально ориентированных некоммерческих организаций, заказчик будет обязан осуществить закупки в объеме не менее 15 процентов от совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком (ранее не менее 10 и не более 20 процентов от общего годового объема закупок). При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Предусмотрена абсолютно новая, ранее не применяемая, процедура антидемпинговых мер. Смысл её заключается в том, чтобы не допустить к заключению контракта недобросовестных участников, которые значительно снижают цену во время торгов, а после заключения контракта и получения аванса бесследно исчезают.
Важным нововведением является возможность проведения Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации аудита в сфере закупок, а также осуществления общественного контроля за закупочной деятельностью гражданами, общественными организациями и объединениями юридических лиц.