28.07.2014

О безопасности пассажиров транспортных средств

Пассажиры автотранспорта – одни из самых уязвимых участников дорожного движения. Около 40% пострадавших в ДТП составляют пассажиры транспортных средств. Рост автомобилизации во всем мире стал причиной увеличения количества аварий и повышения уровня травматизма среди водителей и пассажиров.

Повреждения, полученные в результате дорожно-транспортных происшествий, являются одной из главных проблем здравоохранения и одной из основных причин смертей и травм в мировом масштабе. Приблизительно 1,2 миллиона человек ежегодно погибают в мире в результате дорожных аварий, и еще до 50 миллионов получают ранения.
Одной из наиболее действенных мер по защите водителя и пассажиров от травм при ДТП является использование ремней безопасности. Ремень безопасности - наиболее эффективное устройство транспортного средства, позволяющее уменьшить тяжесть травм водителя и пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях.
Статья 7 Венской Конвенции о дорожном движении 1968 года гласит: «Использование ремней безопасности является обязательным для водителей и пассажиров механических транспортных средств, занимающих места, оборудованные такими ремнями, кроме тех случаев, когда исключения предусмотрены местным законодательством».
Однако для того, чтобы ремень безопасности защитил, пассажиры должны понимать необходимость их использования, выполнять свои обязанности, соблюдать правила и пристегиваться, - и таким образом заботиться о себе и окружающих.
В данном разделе будет представлена вся информация, связанная с использованием ремней безопасности.

Ремни безопасности помогут спасти жизнь пассажирам автомобилей
Среди погибших и пострадавших в ДТП людей практически треть составляют пассажиры транспортных средств. На сегодняшний день они по-прежнему остаются одной из самых незащищенных категорий участников дорожного движения, поскольку зачастую не имеют возможности повлиять на ситуацию и оказываются заложниками опасного или противоправного поведения водителя.
Как правило, в автомобиле находится сразу несколько пассажиров; в момент аварии водитель инстинктивно спасает себя, - именно этим объясняется столь большое число погибших и пострадавших пассажиров. Многие из них зачастую не знают о средствах пассивной безопасности в автомобиле. Пассажиры на задних сиденьях практически никогда не пристегиваются, многие забывают или не считают нужным пристегивать детей, - результатом этого становятся ДТП с трагическими последствиями.
Водители, в свою очередь, также не всегда помнят, что они в ответе за жизнь и здоровье своих пассажиров, и зачастую даже не считают нужным напомнить им о необходимости пристегнуться.
Эффективность ремней безопасности доказана десятилетиями их существования. Согласно имеющимся исследованиям, использование этого средства пассивной безопасности почти на 50% снижает вероятность гибели для водителей и пассажиров на передних сидениях и на 25% - для пассажиров на задних сидениях автомобилей.
Кроме того, бытует мнение, что пассажиры, находящиеся на заднем сидении автомобиля, меньше подвержены риску гибели или травмирования в случае ДТП, и поэтому им пристегиваться необязательно. Но это далеко не так: пассажир на заднем сидении, не пристегиваясь, рискует не только своей жизнью, но и жизнью впередисидящих людей. Возможность гибели пассажира, сидящего спереди, во время ДТП увеличивается в пять раз, если пассажиры сзади не пристегнуты, - это показал анализ более 100 тысяч ДТП. Почти 80% пассажиров передних сидений могли бы выжить в случае, если бы задние пассажиры были пристегнуты.



Безопасность необходима всем пассажирам в автомобиле.
Ремень безопасности был изобретен еще в 1903 году, а его необходимость была доказана лишь спустя полвека. Открытым остается вопрос, сколько времени потребуется, чтобы ремень безопасности наконец-то начали использовать все без исключения водители и пассажиры. Госавтоинспекция МВД России продолжает опрос российских граждан на тему использования средств пассивной безопасности. Данные опросы, позволили определить, как часто водители просят россиян пристегнуться и просят ли они об этом вообще.
Мнения проголосовавших распределились следующим образом: водители всегда просят пристегнуться 38% опрошенных, 29% просят пристегнуться только на переднем сидении, 21% респондентов отметили, что их вообще не просят пристегиваться, а 12% сообщили, что водители просят их использовать ремень безопасности от случая к случаю.
Можно сделать вывод о том, что в большинстве случаев решение - пристегиваться или нет - остается на усмотрение пассажира. Однако, как известно, пункт 2.1.2 ПДД четко оговаривает момент, за которым должен следить именно водитель автомобиля: помимо того, что он сам должен быть пристегнут, водитель обязан проследить, чтобы все пассажиры использовали ремни безопасности. Для пассажиров правила несколько проще: эти участники дорожного движения должны следить только за собой и собственным ремнем безопасности.
Тем не менее, несмотря на серьезные последствия неиспользования средств пассивной безопасности при ДТП или резком торможении, штраф как для водителя, так и для пассажира за не пристегнутый ремень составляет всего 1000 рублей. Для сравнения, в Черногории штраф за не пристегнутый ремень составляет от 40 до 100 евро (от 1600 до 4000 рублей). За перевозку детей без специальных кресел и устройств – если ребенку еще нет 5 лет, штраф составляет до 80 евро (3200 рублей), а если ребенок не старше 12 лет, то до 150 евро (6000 рублей). В Германии штраф за не пристегнутый ремень (в т. ч. и сзади) – 30 евро (около 1200 рублей), причем каждый платит сам за себя.
Возможно, несущественный штраф как раз и является той причиной, по которой так много россиян до сих пор не пристегиваются. Но только ли в наказании дело? Может быть, люди просто не знают о том, что происходит в салоне автомобиля в момент ДТП? Или только горький опыт может научить нарушителя соблюдать Правила дорожного движения.


Лишь половина россиян всегда использует ремни безопасности.
В соответствии с Правилами дорожного движения использование ремней безопасности обязательно для водителя и всех пассажиров, в том числе находящихся на заднем сидении. И если те, кто едет спереди, все-таки начали пристегиваться, то пассажиры, сидящие сзади, используют ремень безопасности редко.
Из опросов, которые проводят сотрудники ГИБДД МВД России. Абсолютное большинство опрашиваемых – 58% - сообщили, что осознание и понимание личной безопасности является главной причиной использования ремней безопасности. Мнения остальных опрошенных распределились следующим образом: 12% человек считают, что усиление наказания могло бы решить ситуацию с неиспользованием ремней безопасности, 19% респондентов предположили, что соблюдать правила учит только личный опыт участия в ДТП, а 11% сообщили, что усиление контроля со стороны ГИБДД могло бы повысить процент пристегивающихся водителей и пассажиров.
Очевидно, что наряду с законами и системой наказаний – штрафами – должен осуществляться строгий контроль за соблюдением правил применения ремней безопасности, то есть должен работать так называемый принцип неотвратимости.
За последние несколько лет многих водителей и пассажиров удалось убедить в том, что ремень безопасности – это элементарное средство самозащиты, необходимое в автомобиле. Но, к сожалению, пассажиры задних сидений не принимают эту истину на свой счет и заблуждаются, полагая, что им пристегиваться не надо.
По статистике, ремни безопасности уменьшают риск гибели и тяжелых травм при фронтальном столкновении в 2-2,5 раза, при боковом — в 1,8 раза, а при опрокидывании — в 5 раз. Во время и после удара необходимо, чтобы тело было зафиксировано на месте, при этом не столь важно, сидит человек спереди или сзади. В противном случае, он может, произвольно и неконтролируемо перемещаясь по салону, нанести себе и другим непоправимый вред. Невозможно спрогнозировать, что случится с автомобилем после первого удара, а вывих шейных позвонков вероятен даже на самых, казалось бы, безобидных скоростях.
К сожалению, даже обладая такой информацией, многие водители и пассажиры продолжают игнорировать ремни безопасности. Кто же несет основную ответственность за безопасность каждого человека в салоне автомобиля, - сам пассажир, водитель или сотрудники ГИБДД?
Исходя из опыта, можно сделать вывод, что граждане России в вопросах безопасности справедливо возлагают ответственность на пассажиров и водителей. Напомним, что по Правилам дорожного движения водитель обязан при движении быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями, а пассажиры, в свою очередь, обязаны при поездке в транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми. Так что ответственность действительно делится между этими участниками дорожного движения почти поровну. За тем исключением, что штраф за не пристегнутый ремень составляет 1000 рублей как для водителя, так и для пассажира. Есть и еще один нюанс: пассажир платит только за себя, а водитель – за всех не пристегнутых людей в салоне.
Но, конечно, штраф не является единственной мотивацией использовать ремни безопасности. Пристегиваться крайне необходимо, чтобы спасти жизнь не только себе, но и другим людям, находящимся в салоне. Ремень может спасти практически в любой аварии, при разном виде столкновений. Для наглядности можно привести несколько цифр, доступных в открытых источниках сети Интернет.
Приведенные нами данные иллюстрируют, что происходит при столкновении автомобиля с неподвижным препятствием на скорости 80 км/час. Спустя 0,026 секунды после удара вдавливается бампер. Сила, в 30 раз превышающая вес автомобиля, останавливает его, тогда как его пассажиры, если они не пристегнуты ремнями безопасности, продолжают двигаться в салоне автомобиля со скоростью 80 км/ч. Спустя 0,044 секунды не пристегнутый водитель грудной клеткой ломает руль. Через 0,068 секунды он с силой в 9 тонн (!) ударяется о приборный щиток. 0,092 секунды – водитель врезается в переднее ветровое стекло автомобиля и получает смертельные повреждения головы. Спустя 0,1 секунды повисший на руле водитель отбрасывается назад, — он уже мёртв.
Очевидно, что у не пристегнутого человека нет шансов не только удержать тело, ставшее весить девять тонн, но и даже успеть среагировать на удар. К сожалению, как уже говорилось ранее, даже такие объективные цифры не являются достаточным основанием для многих россиян всегда использовать ремни безопасности. Чаще всего таких людей возможность сурового наказания со стороны правоохранительных органов страшит больше, чем угроза собственному здоровью и жизни.
Инспектор по пропаганде БДД
ОГИБДД ОМВД России по г. Ухте
ст. лейтенант полиции
Штибер И.Л.