31 января 2018

В ответе за всех

Накануне в Ухте на базе студенческого санатория УГТУ состоялось торжественное закрытие зимней школы для детей с ограниченными возможностями здоровья «Маленький принц». 


Фото_9.jpg


Профилакторий стал площадкой для обучения особенных детей уже второй раз, вместе с родителями они заезжают туда на две недели.


Фото_5.jpg


А начиналось всё с мечты. Мечты о том, что дети с ограниченными возможностями смогут обучаться, общаясь при этом друг с другом и  не расставаясь с родителями.


Фото_26.jpg


Идейный вдохновитель, основатель школы «Маленький принц» и мама особенной девочки Фроси Татьяна Безгодова вспоминает: «Мы  шли к этому долго. Я несколько лет сотрудничаю с московским центром «Солнечный мир», многое я посмотрела у них, общалась со специалистами, родителями и поняла: один в поле не воин в деле обучения особого ребёнка. Стала искать соратников, потом мы пришли в наше Управление образования, там идею школы поддержали».


Фото_31.jpg


Поддержку нашли и со стороны ректора УГТУ Николая Цхадая. Он не просто предоставил в распоряжение школы профилакторий, но и настоял, чтобы родители с детьми заезжали туда не один, как планировалось изначально, а два раза в год.


Фото_34.jpg


Так начала своё существование новая жизнь под названием «Маленький принц». Девиз школы  «Мы в ответе за всех» буквально витает в воздухе: не сразу поймёшь, кто здесь чей ребёнок, все тянутся ко всем и помогают друг другу.


Фото_8.jpg


Между тем, особая программа здесь разработана для каждого из детей. В диагнозе большинства ­­– формулировка «ранний аутистический синдром», также есть дети с синдромами Ретта, Эдвардса, Дауна, с органическим поражением головного мозга и центральной нервной системы. У всех – тяжёлое нарушение развития речи, вплоть до её полного отсутствия. Специалисты помогают понять родителям, в чём нуждается их ребёнок. Простой пример – занятия творчеством, которые, казалось бы, всем на пользу. В данном случае они обрастают множеством нюансов: если для одного малыша рисование мелками – это идеальный вид деятельности, то для другого он слишком агрессивен. Так, хрупкую психику ребёнка-аутиста может травмировать уже сам скрип мелка о бумагу. Тогда надо пробовать другое – краски или валяние из шерсти, где плавные, размеренные движения успокоят и подарят чувство защищённости. Поэтому организаторы и называют проект «Маленький принц» школой не только для детей, но и для родителей. Живя две недели все вместе, они успевают вдоволь наобщаться, поделиться опытом, поддержать друг друга.


Фото_16.jpg


Для Александры Епифановой и её одиннадцатилетнего сына Никиты пребывание в школе «Маленький принц» – настоящее событие. «В основном мы сидим дома, –рассказывает Александра, – у Никиты ДЦП и эпилепсия. Здесь он в основном рисовал, занимался с арт-педагогом, он её безумно любит. Школа – вещь очень нужная. Здесь дети находятся в обществе, они обнимают, целуют друг друга». Говорят, глаза могут сказать много за человека. Глаза Никиты говорят обо всём – мальчик полностью обездвижен, он может лишь слегка поворачивать шею и издавать звуки. Но мама точно знает, что вот этот взгляд – радость, а вот этот – любовь. И ради этих глаз можно свернуть горы.


Фото.jpg


Зимнюю школу прошли 14 семей, каждая проживала в отдельном номере. Кстати, денег за пребывание в школе с них не берут, всё абсолютно бесплатно. С утра – общий круг, далее завтрак, индивидуальные занятия с педагогами, обед, массовые занятия танцами и хоровым пением, лечебная верховая езда, кукольный театр, ужин, снова общий круг, чтобы поделиться впечатлениями о проведённом дне. Особенность школьной программы -  выезды. Дети  успели побывать в бассейне, на шоу мыльных пузырей, в Центре творчества    им. Г.А.Карчевского, в Доме молодёжи.     Педагоги в конце каждого дня собирались на педсовет. Логопеды, преподаватель лечебно-адаптивной физкультуры, психолог, преподаватель танцев – специалисты высшего класса, занятые на основных должностях и находящиеся на отдыхе, активно практикующие и студенты – все они работают в школе в качестве волонтёров.


Фото_6.jpg


На торжественное закрытие зимней школы были приглашены заместитель министра образования, науки и молодёжной политики Наталья Якимова, начальник МУ «Управление образования» администрации МОГО «Ухта» Наталья Безносикова, заместитель руководителя администрации МОГО «Ухта» Марина Метелёва, ректор УГТУ Николай Цхадая и другие,  кто так или иначе поддерживал школу «Маленький принц» в её становлении. Все сошлись в едином мнении – проект невероятно нужный, актуальный и нуждается в дальнейшем развитии вплоть до республиканского уровня.


Фото_37.jpg


В конце торжественного вечера гостям показали номер, который дети, родители и педагог по танцам готовили во время всего пребывания в школе. Венский вальс –трогательный танец, в котором были задействованы все. И, наверно, он лучше любых слов показал, как живут особенные семьи – хрупкая мама  одной рукой выполняет движение танца, другой управляет инвалидной коляской. На лице – улыбка, в глазах – навсегда застывшая тревога за ребёнка, которому всю жизнь будет необходима чья-то рука.


Фото_29.jpg


В школе «Маленький принц» это понимают и, подводя итоги двух недель, отмечают, что родители с каждым разом становятся уверенней, а дети учатся чему-то новому. Для кого-то это новое слово, для кого-то – целое предложение, для других – преодоление страха перед людьми, звуками и прикосновениями. По особенным меркам – огромное достижение для маленького человека.


Фото_39.jpg


Зимняя школа «Маленький принц» завершила свою работу, а педагоги, родители и, конечно, дети, уже в предвкушении того, что летом они снова соберутся вместе. И судя по всему их дружная семья станет значительно больше. 


Больше фото ЗДЕСЬ.