16 июня 2018

Анна Петровна Лукина: «И живёт она долго и счастливо»

15 июня глава Ухты Григорий Коненков посетил посёлок Седъю. Повод был приятным – 90-летие Анны Петровны Лукиной. Мистика, юмор, большие и маленькие трагедии в её рассказах о своей жизни существуют бок о бок.



На пороге квартиры Григория Коненкова и «главу Седъю» Людмилу Кутюкову встретила бойкая и жизнерадостная женщина в сопровождении своей дочери. Если кто-то из юбиляров порой даёт себе больше лет, чем есть на самом деле, то Анну Петровну возраст, похоже, не волнует вовсе. 


Не успели ей вручить обязательный конверт с поздравлением Президента, адрес от руководства Ухты и подарок, как юбиляр указывает на стену с подтёками – вина прохудившейся плоской кровли. Людмила Кутюкова поясняет: посёлок ждёт прихода муниципальной управляющей компании – других претендентов на жилой фонд сейчас нет. 



Но вот Анна Петровна настойчиво зовёт к столу, отказать ей нельзя, и гости узнают удивительные детали её долгого жизненного пути. Родилась в Псковской области, работала в колхозе. «Дедка мой», как она называет своего мужа, был старше Анны, но учился с ней вместе – учеников в сельской школе было немного.


«11 месяцев встречались, пришёл однажды вечером к маме моей и крикнул «мы с Нюркой будем сходиться». Мама опешила, да и я тоже. Ничего у нас не было тогда, с нуля начинали», – рассказывает Анна Петровна с улыбкой. Но на глаза тут же наворачиваются слёзы – вспоминает оккупацию и 1943-45-е, когда они, как говорит, оказались в лагере, бросив всё.


Вновь обжились молодые войны после в Весляне, а через два года вновь бросили всё, уехали в Седъю, где мужу-шофёру обещали большие заработки. В Весляне супруг служил, в том числе сверхсрочно. Работа была типичной для тех мест – «охранял зэков». И ему долго не могли найти замену – при Петре не было ни одного побега.



Из-за нового переезда муж и жена чуть было не расстались. Анна в сердцах даже пообещала «уйти с детьми без алиментов» – до того было обидно снова оставлять насиженное место. А в Седъю начало было непростым – первое время жили прямо в конторе. Пообещали квартиру в новом доме, а дали в бараке. 


Тут Анна Петровна неожиданно вспоминает, что однажды за праздничным столом с семьей мужа, ещё там, на родине, в Псковской области, у них испортилась самогонка. Не успели отойти от смеха – юбиляр переходит к самой тяжёлой части жизни – войне.


Отец Анны пропал без вести, а брата Николая смертельно ранили. 18 июля ранили, а 30-го уже похоронили – умирающий сын рассказал своей маме, как и где это сделать. Утраты военных лет оставили тяжёлый отпечаток на сердце: даже когда в дом впервые пришёл будущий муж Анны Петровны, её мама на секунду признала в нём ушедшего сына.



И рассказчица снова в слезах. «Всё ведь пережили», – подбадривает дочь, а Анна Петровна соглашается. Семейная жизнь подарила ей троих детей, взаимопонимание и гармонию. Да такую, что все до сих пор счастливо живут в Седъю, хотя нет уже сына и мужа.


Напоследок, после всех поздравлений, она вспоминает, как однажды к ней домой пришёл высокий молодой мужчина в шляпе и с тростью. В недолгом разговоре у порога гость заявил, что знал ушедшего из жизни родственника Анны Петровны. Уже потом ей стало ясно, что этого никак не могло быть хотя бы в силу его возраста. А напоследок мужчина добавил, что Лукины будут жить долго и в достатке. Ни до, ни после таинственного гостя никто не видел.


«Напророчил», – с улыбкой подводит итог своей истории сохранившая ясный взгляд и вкус к жизни Анна Петровна Лукина.