«Немцы в российской истории» – так называется выставка, которая проходит в эти дни в Ухтинском историко-краеведческом музее. Свою роль в этой истории суждено было сыграть и нашему городу, поэтому здесь удалось собрать уникальный для Коми набор экспонатов. О некоторых из них и об общем контексте проекта рассказала Ирина Сажина, зав. отделом истории музея.
Выставка – результат большой исследовательской работы Международного союза немецкой культуры. В результате их поисков общедоступными оказались уникальные архивные и музейные документы, в числе которых манифест Екатерины II «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах» 1763 года. Этот акт положил начало немецкой колонизации юга империи.
Термин «колонизация» используется здесь справедливо, ведь процесс переселения немцев на юг во многом решал экономические задачи. Германия, бывшая в те годы страной раздробленной и периферийной, принимала российских глашатаев, которые обещали немцам лучшую жизнь, землю, денежные средства, работу и крышу над головой. «Царское правительство, что особенно важно, гарантировало им свободу вероисповедания», – отмечает Ирина Сажина.
Территорией компактного проживания немцев стали 4000 необжитых десятин земли между Царицыном и Астраханью. Из Германии колонисты привезли и прогрессивную для того времени культуру ведения сельского хозяйства. За триста лет жизни в России им удалось сохранить свою религию, традиционную самобытную культуру и язык (в законсервированном виде). Во многом благодаря этому мы знаем об обрядах российских немцев, которые сопровождали всю их жизнь. К примеру, о свадьбе, которая начиналась с переговоров и экономического планирования, в случае успеха гулялась три дня, а заканчивалась снятием венка с головы невесты. Как только последнее происходило, празднество сворачивали, а молодые окунались в быт.
На выставке представлен один из самых характерных элементов быта российских немцев – панно-«шпрух». «Таких вещей в Коми больше нет», – гордится Ирина Сажина. Представленные панно с короткими религиозными текстами во времена Реформации заменили лютеранам иконы, а сам стиль вышивки применялся в отделке и других предметов быта.
Ухтинские «шпрухи» хранятся в музее немецкой культуры при обществе «Фрайхайт», а в историко-краеведческом музее лишь временно дополняют передвижную экспозицию. Однако, именно они делают историю немцев живой. «В этом контексте интересен и путь немцев на Север», – продолжает Ирина Сажина.
Во времена Николая II российские немцы впервые столкнулись с проявлениями нетерпимости. Но, как и в случае с заселением юга, неприятие имела экономические причины: добившиеся благополучия немцы начали скупать земли вне своих исторических территорий. Тем не менее, погромов, подобных еврейским, удалось избежать.
Новый век принёс немцам новые испытания. В молодой Советской России «поволжские» получили своё государственное образование – АССР немцев Поволжья. Всё изменилось с началом Великой Отечественной войны. «Чем дальше в глубь страны вторгалась армия фашистской Германии, тем хуже становилось положение российских немцев, – поясняет Ирина Сажина. – Поначалу их призывали в армию (среди российских немцев есть и Герои СССР), но в августе 1941 года началась депортация».
С этого момента в истории появляется Коми край и Ухта, где немцы-спецпоселенцы жили и работали на Водном, Яреге и в самом Чибью – центре Ухтижемлага. Так в наших краях появился и репрессированный художник Николай Миллер – барельеф его работы до сих пор украшает фронтон Железнодорожного техникума. Мастеру посвящён отдельный сюжет, ведь в фондах краеведческого музея хранятся некоторые его работы, созданные в заключении.
На земле Жемчужины Севера выставка «Немцы в российской истории» приобретает новые смыслы и оттенки, потому что потомки участников этой истории до сих пор живут в городе. Не только живут, но и продолжают сохранять свою самобытность, чтить религиозные каноны. Активные связи с исторической родиной, Германией, и её тёплые отношения с Россией усиливают культурный обмен. Частью такого масштабного социального процесса как раз и является выставка «Немцы в российской истории».
Для посетителей Ухтинского историко-краеведческого музея уникальный историко-культурный пласт с региональным компонентом открыт до 2 сентября по цене входного билета.